АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
для обучающегося
по АОП НОО с расстройствами аутистического спектра
вариант 8.1 ученика 3 класса Лученко Андрея
на 2024-2025 учебный год
с.Новогеоргиевка
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по математике составлена с
учетом индивидуальных особенностей детей с РАС (расстройства аутистического
спектра) 3 класса. А также с согласия родителей (законных представителей) на основании
их заявления, рекомендаций ПМПК и на основании следующих нормативно-правовых
документов:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273ФЗ.
-Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте
России 03.02.2015 N 35847).
-Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России
03.02.2015 N 35850).
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г.
N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья"
-Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ Школа
№33 на 2020 – 2021 учебный год;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О
введении ФГОС ОВЗ"
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08. 2016 г. № 07 -3517 "Об
учебниках для обучающихся с ОВЗ» и ориентирована на работу по учебно-методическому
комплекту «Школа России»;
-Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учащиеся с РАС (расстройства аутистического спектра) в общеобразовательных
классах обучаются по варианту 8.1, который предполагает, что обучающийся с РАС
получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). При прохождении тем по
предмету особое внимание будет уделено индивидуальному, дифференцированному
методам обучения.
Обязательным в программе является систематическая специальная и психологопедагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого
обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются:
-удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС; помощь в
овладении базовым содержанием обучения;
-развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
-развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
-коррекция нарушений устной и письменной речи.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями,
одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике
внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе;
поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
помощь в освоении нового учебного материала на уроке;
обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью
предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в
целом.
Содержание курса
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания
чисел в пределах 100.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Уравнение. Решение уравнения.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
связь умножения и деления. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие
случаи деления. Четные и нечетные числа.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность
деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел
с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей
между компонентами и результатами действий.
Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество
предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов,
расход ткани на все предметы.
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное
сравнение чисел.
Задачи на нахождение четвертого пропорционального.
Текстовые задачи в три действия. Составление плана решения действий и определение
наиболее эффективных способов решения задач.
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с
помощью подсчета выбранной мерки.
Проект: Математические сказки.
Доли
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи
на нахождение доли числа и числа по его доле.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Вычерчивание
окружностей с использованием циркуля.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c : d; нахождение их значений
при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания
взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Задачи на нахождение четвертого пропорционального.
Проект: Задачи-расчеты.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Разряды счетных единиц.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы
разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц
(десятков, сотен) в числе.
Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания. Алгоритм сложения. Алгоритм вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние).
Решение задач в 1 – 3 действия.
Практическая работа: Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные
(равносторонние).
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах
100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Знакомство с
калькулятором.
Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в
пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
Результаты освоение курса
Программа строит обучение детей с РАС на основе принципа коррекционноразвивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный
материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания,
обеспечивающие восприятие учебного материала.
Личностные результаты
У Лученко Андрея.будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной
деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения
математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к
применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр.,
предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание учительских оценок
успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ
(деятельности), понимая личную ответственность за результат;
правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему
определённых заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного
отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Лученко Андрей. получит возможность для формирования:
начальных представлений об универсальности математических способов познания
окружающего мира;
понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других
школьных дисциплин;
навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей
учебной деятельности;
интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и
пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и
явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к
освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Лученко Андрей научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск
средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и
письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её
решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях
самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на
уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Лученко Андрей получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии
с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности,
понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их
свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и
действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные УУД
Лученко Андрей научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях
и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической
форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать
выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений,
равенств, геометрических фигури др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно
найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в
расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные понятия (число, величина, геометрическая
фигура);
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в
знаково-символической форме (на моделях);
полнее использовать свои творческие возможности;
смысловому чтению текстов математического содержания (общие умения) в
соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в
учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в
предложенной форме.
Лученко Андрей.получит возможность научиться:
самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаковосимволические средства для её представления, для построения моделей изучаемых
объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и
поисково-творческих заданий.
Коммуникативные УУД
Лученко Андрей научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую
терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы
для их уточнения, чётко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести
диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной
математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной
деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность
своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для
общего дела.
Лученко Андрей получит возможность научиться:
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий при работе в паре,
в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной
деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре,
признавать возможность существования различных точек зрения, корректно
отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и
действиями других участников, работающих в паре, в группе;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.
Предметные результаты
Числа и величины
Лученко Андрей научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать
заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять
мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать
пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или
нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные
единицы этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный
метр) и соотношения между ними: 1 дм2 = = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни
единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные
единицы этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000
г; переводить
мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по
массе.
Лученко Андрей получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и
объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь,
масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Лученко Андрей научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0,
выполнять деление вида a : a, 0 : a;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий умножение и деление (в том числе —
деление с остатком);
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число в пределах 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и
без скобок).
Лученко Андрей получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него
букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения
и деления.
Работа с текстовыми задачами
Лученко Андрей научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи различных видах: в
таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при
записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход
материала на 1 предмет, количе-ство предметов, общий расход материала на все
указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа несколько раз.
Лученко Андрей получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами,
рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и
выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли целого и целого по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Лученко Андрей научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Лученко Андрей получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном
масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Лученко Андрей научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Лученко Андрей получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до
прямоугольника.
Работа с информацией
Лученко Андрей научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий,
для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по
установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными
величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Лученко Андрей.получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки (… и …; если…, то…;
каждый; все и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о
числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Место курса «Математика» в учебном плане.
Согласно учебному плану МОБУ Новогеоргиевская СОШ на 2024-2025 учебный год на
изучение математике во 3 классе отводится 2 учебных часа в неделю.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
1. Моро М.И., Бантова М.А. Математика. 3 класс.Учебник для общеобразовательных
учреждений в 2х частях-М : Просвещение,2018
Календарно-тематическое планирование по математике
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
Содержание программы
Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и
вычитания.
Выражение с переменной.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым.
Решение уравнений.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения.
Четные и нечетные числа.
Таблица умножения и деления с числом 3.
Связь между величинами: цена, количество, стоимость.
Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов,
масса всех предметов.
Порядок выполнения действий.
Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов,
масса всех предметов.
Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление на 2 и на 3»
Умножение и деление с числом 4.
Задачи на увеличение числа в несколько раз.
Задачи на уменьшение числа в несколько раз.
Таблица умножение и деления с числом 5.
Задачи на кратное сравнение.
Таблица умножение и деления с числом 6.
Решение задач различного вида.
Таблица умножение и деления с числом 7.
Контрольная работа "Табличное умножение и деление".
Площадь. Единицы площади.
Квадратный сантиметр. Площадь прямоугольника.
Таблица умножение и деления с числом 8.
Таблица умножение и деления с числом 9.
Квадратный дециметр.
Таблица умножения.
Квадратный метр.
Умножение на 1 и на 0..
Умножение и деление с числами 1 и 0.
Деление вида а:а и 0:а.
Повторение. Решение задач.
Доли.
Круг. Окружность. Диаметр окружности (круга).
Единицы времени.
Контрольная работа
Приемы умножения и деления для случаев вида 20 *3, 3 * 20, 60 : 3.
Случаи деления вида 80 : 20.
Умножение суммы на число.
Умножение двузначного числа на однозначное.
Решение задач нового вида.
Выражения с двумя переменными.
Дата
по
плану
Даты по
факту
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
6870
Деление суммы на число.
Приемы деления вида 69 : 3, 78 : 2.
Связь между числами при делении. Проверка деления.
Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22.
Проверка умножения. Решение уравнений.
Контрольная работа по теме: "Решение уравнений"
Деление с остатком. Проверка деления с остатком.
Решение задач на деление с остатком.
Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000.
Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз.
Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение трехзначных чисел.
Единицы массы. Грамм.
Приемы устных вычислений.
Приемы письменных вычислений.
Виды треугольников.
Проверочная работа.
Приемы устного умножения и деления.
Приемы письменного умножения и деления на однозначное число.
Приемы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление.
Прием письменного деления на однозначное число.
Проверка деления
Повторение. Письменные приемы умножения и деления.
Контрольная работа
Итоговая диагностическая работа
Повторение изученного